пятница, 8 февраля 2013 г.

Концепция Общественной Безопасности (КОБ): информационные войны

Информационная война: цели, методы, способы реализации и последствия





В настоящее время он работает на должности профессора кафедры менеджмента экономического факультета БГУ, одновременно являясь заместителем декана по научной работе и руководителем научно-исследовательской работы, которая вошла В состав Государственной программы фундаментальных исследований НАНБ «Национальная экономика» и которая затрагивает проблемы антикризисного управления промышленными предприятиями и энергокомпаниями.
Автор и соавтор свыше 100 научных и учебно-методических публикаций.
Скачать:  Информационная война против РБ (презентация в архиве)




Мониторинг Интернет: инструменты раннего предупреждения информационных атак



«Предупрежден, значит – вооружен». Банальная истина, которую знают все и которой подавляющее большинство упорно пренебрегает. Любая кризисная ситуация не возникает «из ниоткуда», а имеет свои первопричины, которые, будучи проигнорированными, могут начать развиваться и, в итоге, способны превратиться в настоящую Проблему.
Кризис – это процесс, который развивается поэтапно и проходит через несколько стадий своего развития. Так, Александр Ольшевский в своей книге «Антикризисный PR и консалтинг» выделяет 8 стадий кризиса – от «Зарождения проблемы» до «Регресса», когда происходит «Негативизация имиджа объекта, резкое падение его авторитета и уменьшение возможностей, вызванное истощением ресурсов и признанием факта поражения через компромисс с его стороны».[1]
Именно на стадии «Зарождения проблемы» и проявляются те, поначалу слабые, сигналы, которые обычно упускаются из виду, что делает невозможным фиксацию начинающихся неприятностей и, следовательно, раннее реагирование на них. Объяснять важность раннего реагирования на угрозы, смысла, пожалуй, не имеет – это, опять же, известно всем и, практически, каждый из нас считает «быструю реакцию» необходимым условием успеха и процветания в любой деятельности и любой сфере взаимоотношений – будь то бизнес, политика или семейная жизнь. Конечно, есть те, кто готов благодушно и беззаботно относиться к «разгорающимся искрам будущего пожара», но такие, как правило, или не достигают серьезных высот и довольствуются малым, или падают вниз, сполна платя дань своей беспечности.
Отправной точкой для развития кризиса может стать что угодно – от конкурентов, которые решили потеснить вас с рынка и организовали негативную информационную кампанию, до обиженного несправедливым увольнением работника, который решил, во что бы то ни стало, «попортить вам кровь». Имея контакты с большим количеством влиятельных людей (что обусловлено вашей деятельностью) вы легко можете настроить кого-либо из них против себя. Причины, опять же, могут быть совершенно пустяковыми. Ну, повернулись вы к соседу по столику, к примеру, и рассмеялись его шутке, когда вице-губернатор произносил тост на новогодней вечеринке Торгово-промышленной палаты, куда вы были приглашены. Возможно, почувствовав неловкость момента, вы даже извинились перед высокопоставленным чиновником. Только не факт, что тот не затаил на вас злобу и вскоре тот неуместный смешок не отольется вам по полной программе.
Возможно, вам не удастся зафиксировать возникновение угроз отслеживая информационную сферу, если оскорбленный представитель власти решит преподать вам урок, «задавив» проверками принадлежащие вам компании. Но такую угрозу вы уловите и без всякого мониторинга. Поймете по внезапно усилившемуся интересу контролирующих органов. Не исключено, однако, что ваши недруги пойдут другим путем, избрав оружием информацию. Если же мы оставим в покое абстрактного вице-губернатора, которого брали лишь для примера, и обратимся к той основной массе ваших реальных и потенциальных недоброжелателей, то, при отсутствии серьезных рычагов власти, можно уверенно говорить, что, скорее всего, действие против вас будет разворачиваться именно в информационном пространстве и, почти наверняка, в Интернете.

Интернет, как сфера информационной агрессии

Ответ на вопрос: «Почему именно в Интернете?», - довольно прост и логичен. Интернет, как никакая другая информационная среда, сочетает в себе свойства делающие «Всемирную паутину» крайне удобным средством для быстрого и всеохватного распространения в ней негатива, причем, относительно безопасного для злоумышленника распространения.[2]
Качества Интернет, делающие его удобным инструментом для использования в целях информационной агрессии: • Крайне низкая стоимость размещения информации;
• Круглосуточная доступность информации из любой точки мира;
• Возможность для автора оставаться анонимным;
• Неограниченная возможность распространения информации в Сети;
• Низкий уровень критичности аудитории к информации на некоторых ресурсах;[3]
• Невозможность полной блокировки и, тем более, удаления негатива;

Интернет как источник предупреждения об угрозах

Еще сравнительно недавно мониторинг информационного пространства требовал мобилизации довольно серьезных материальных и людских ресурсов. Только для просмотра десятка ежедневных местных газет и поиска в них интересующей компанию информации, требовался, как минимум, специально назначенный человек, в чьи обязанности входило эти газеты купить, внимательно прочитать, боясь упустить мелкую, но важную информацию, выписать (или отсканировать и распознать) текст найденного, оценить направленность материала, составить и передать отчет для руководителя. К этому добавлялся еще и ежедневный ворох федеральных изданий. А мониторинг телевидения? Пусть даже региональных телеканалов и только новостей? А если новости на нескольких каналах выходят одновременно? Тогда – «стойка» видеомагнитофонов, которые пишут новостные программы и человек, который все записанное оперативно отсмотрит и зафиксирует важные моменты. А, по-хорошему, – нужна «сквозная запись» всего эфира на каждом телеканале, чтобы не упустить чего-либо существенного. К примеру, новой рекламы конкурента, где тот предлагает выгодные условия для покупателей. Вовремя не узнаете, не отреагируете, и вот уже в ваших торговых залах менеджеры умирают от скуки, а у конкурента – кладовщик в мокром от пота халате не успевает выдавать товар…
Сегодня ситуация значительно упростилась. Во-первых, - в силу того, что большинство новостей, вышедших «на бумаге» или в телеэфире, оперативно отражаются на сайтах самих средств массовой информации или озвучиваются другими Интернет-ресурсами. Наиболее скоры на реакцию – ресурсы социальных сетей – блоги и форумы. Да и сам Интернет все больше становится первичным источником информации[4], откуда она ретранслируется в «традиционные» СМИ. Во-вторых, - появился целый класс программ, значительно облегчающих задачи поиска информации в сети Интернет.

Что искать?

Хорошенько поразмыслив, определите список основных «ключевых слов», которые могут содержаться в сообщениях направленных против вас.
«Ключевые слова» – это слова и словосочетания, по которым пользователи Интернета ищут информацию в Сети. Соответственно, «вашими» «ключевыми словами» будут те слова и фразы, которые помогут пользователю найти информацию о вас.
Задайте себе вопрос: «Какие слова я вводил бы при поиске, чтобы найти в Интернете себя или мою компанию?» Фамилия, имя, отчество? Да, конечно. Название компании? Безусловно. Виды деятельности? Но компаний с такими видами деятельности по всей России – пруд пруди. А если в привязке к городу, где мы работаем? Это уже значительно ближе. И так далее. Эти слова и будут для вас «ключевыми».
Не забывайте, что информационная атака, если она готовится грамотными специалистами, совсем необязательно будет направлена «в лоб». Вполне вероятно, что подготовка основного удара будет вестись на «второстепенных» направлениях и лишь в последний момент вас умело свяжут с уже разгоревшимся скандалом, утопив вашу репутацию за считанные часы. Как уже говорилось выше, тяжелые последствия – это уже завершающие стадии развития кризисной ситуации и если они наступили, то, скорее всего, вы просмотрели начальные этапы.
Так что, проанализируйте свое окружение, связи (в том числе и родственные) и обращайте внимание на негатив против них, который начинает появляться в информационном пространстве. Так, если против чиновника областной администрации, который, в том числе, лоббировал ваши интересы, начинает разворачиваться информационная кампания по обвинению в коррупции, то, не исключено, что финалом этой истории будет визит серьезных товарищей к вам в офис с ордером на обыск и выемку бухгалтерских документов…
Еще раз отметим, что кризис может быть продиктован как «внешними», так и «внутренними» причинами и инициатором развития кризиса вполне может стать и ваш собственный работник. Есть мнение, что наибольшие угрозы исходят, как раз, изнутри компании и связаны они с умышленными или неосторожными утечками инсайдерской информации, а так же с нарушением сотрудниками некоторых корпоративных правил или общественных норм.
На одном профессиональном и популярном форуме была опубликована статья известного специалиста Конкурентной разведки, где он рассказал о своем положительном опыте работы с одной информационной системой. Незамедлительно в форуме появился пользователь, который впоследствии был установлен, как IT-директор конкурирующей компании (работающей под очень известным федеральным брендом) и принялся обвинять автора статьи в ангажированности (о чем, в действительности, не могло быть и речи), «однобоком подходе к анализу систем» и прочих тяжких грехах. Участники форума попросили аргументировать обвинения и, в ответ, получили данные, которые оказались не соответствующими действительности. Враньем, попросту говоря… Даже после того, как IT-директор был уличен во лжи, он и не думал успокаиваться и время от времени возвращался на Интернет-площадку с голословными обвинениями, всячески увиливая от прямых вопросов. Даже извинения PR-директора этой компании, который вынужден был оправдываться в форуме за действия своего коллеги, не умерили пыл последнего. Саморазрушительный пыл, надо отметить, поскольку буйствовал он в самой, что ни на есть, целевой аудитории, среди имеющихся и потенциальных потребителей собственного продукта. В итоге – несколько нынешних клиентов приняли решение не продлять своих взаимоотношений со столь «ориентированной на потребителя» компанией и сейчас рассматривают возможность перехода к их конкурентам. А это, между прочим, потеря нескольких сотен тысяч рублей в год для одних и приобретение для других.
«Определяя ключевые слова, которые могут быть в запросах, учитывайте, что подавляющее большинство Интернет-пользователей до сих пор пользуются поисковыми системами на уровне первоклассников (авторы просят прощения у продвинутых школьников младших классов) и для поиска человека попросту набирают в строке запроса его имя и фамилию — Василий Пупкин»[5]. Так, вместе с моим уважаемым соавтором Евгением Ющуком, мы писали почти два года назад. Ничего с тех пор не изменилось, поверьте.
Теперь, имея список «ключевых слов», вам необходимо наладить мониторинг Интернет-пространства по этим словам и фразам, также организовать регулярный осмотр важных для вас Интернет-ресурсов на предмет их обновления.

Где и как искать?

Разумеется, при том, что на сегодняшний день легко можно стать обладателем специальных программных средств, которые делают процесс поиска нужной информации более эффективным, не стоит списывать со счетов и традиционные средства – поисковые системы и сервисы, которые доступны каждому Интернет-пользователю. Большинство пользователей Сети использует лишь мизерные возможности поисковиков, тогда как их потенциал шире на порядки. Не ограничивайтесь сервисом «Поиск в Интернете» - возможно, важную для вас информацию вы найдете «Поиском по блогам и форумам», в «Новостях» или «Каталоге», где содержимое Сети разбито по разделам и рассортировано по тематическим категориям. Не обходите вниманием и «Картинки» - не исключено, что там есть пара-тройка компрометирующих вас фото. По этой же причине обратите внимание на поиск по видеохостингам[6] - залихватский ролик, снятый на камеру мобильного, в котором вы лихо отплясываете канкан на столе турецкого ресторана с парой красоток – еще не самое неприятное, что может найтись.
Используя сервис поисковых систем «Поиск по блогам и форумам», следует иметь в виду, что часть информации находящейся на форумах может быть недоступна для индексации «пауками» - роботами поисковых машин. Случается, что «паукам» может быть недоступна вообще вся информация форума. Происходит это по ряду причин, одна из которых – доступность материалов Интернет-форума только для зарегистрированных пользователей. Такая же картина может наблюдаться и на некоторых сайтах Интернета. По некоторым исследовательским данным[7], объем информации, который находится в зоне «Невидимого Интернета»[8], может превышать объем «видимого» в несколько сотен раз.
Что делать в этом случае? Как вариант – выбрать те Интернет-ресурсы, где, как вы считаете, возможен «вброс» или утечка (от ваших же сотрудников) информации, которая может представлять угрозу вашему благополучию, зарегистрироваться на этих площадках, регулярно на них заходить и проверять содержимое форумов используя встроенный поиск.
Другой вариант (опять же, требующий регистрации на тех ресурсах, где это необходимо) – воспользоваться возможностями некоторых программ, которые могут проверять или собирать информацию со страниц, где требуется авторизация. Но об этом – чуть позже.
При всех сложностях, которые могут возникнуть при мониторинге ресурсов социальных сетей, необходимо обращать на них самое пристальное внимание. Очень часто информационные атаки начинаются именно с блогов и форумов. И именно там, поддавшись ложному чувству безопасности и анонимности, ваши сотрудники могу быть излишне откровенны о своей работе, да и о вашей скромной персоне.
Особо хотелось бы отметить и возможности «расширенного поиска», который есть на всех известных поисковых системах. Этим сервисом пользоваться не только желательно, но и необходимо. Благодаря «расширенному поиску» вы сможете находить нужную информацию гораздо быстрее и точнее, отсекая «информационный мусор».

Автоматизация мониторинга

Из всего многообразия программных средств и утилит для мониторинга Интернета, рассмотрим лишь некоторые из них, поскольку их использование вполне может решить задачи повседневного наблюдения за информационным пространством Глобальной Сети. К тому же, эти продукты вполне доступны любому, в том числе и по цене.
«СайтСпутник»[9](SiteSputnik)
Блестящая разработка программиста из Волгограда Алексея Мыльникова. Программа, которую очень высоко ценят специалисты Конкурентной разведки – профессионалы в части поиска и анализа информации, в чьем обиходе «СайтСпутник» уже получил «прозвища» «программы для допроса Интернета» и «швейцарского ножика».
Справедливости ради заметим, что профессионалы Конкурентной разведки используют версию «Pro», но и общедоступная версия «User» открывает пользователю широкие возможности Интернет-поиска. В первую очередь – того, который и нужен в нашем случае – первичного.
«СайтСпутник» не только сам «прочешет» популярные поисковики, но и избавит от необходимости просматривать дублирующую информацию – попросту удалит ее. Избыток информации, «информационный мусор» - едва ли не большая беда, чем информационный дефицит.
Работа с программой на начальном уровне не представляет никаких сложностей – вы вводите запрос, «СайтСпутник» «обходит» поисковые системы, собирает на них информацию по вашему запросу, удаляет дубли и представляет вам результат сгруппированный на странице. Остается только пройти по ссылкам и посмотреть на собранное.
Стоимость программы «СайтСпутник» на момент написания статьи – 4800 рублей.
WebSite Watcher[10]
Программный продукт из Германии для мониторинга изменений на Интернет-ресурсах. Задача программы – регулярно «обходить» выбранные вами ресурсы с заданной частотой, отслеживать появление изменений, выделять их маркером и информировать вас о найденных результатах. Вам, опять же, остается только перейти по ссылке и посмотреть выделенные изменения.
Программа избавляет пользователя от необходимости самостоятельного посещения большого количества Интернет-ресурсов и попыток найти там изменения контента – содержимого страниц. «Ручной труд» в этом деле можно позволить себе, если вас интересуют две-три, не особо активно наполняемых Интернет-страницы, но если их количество значительно больше – лучше немного потратиться на WebSite Watcher, который позволяет «вести слежку» за неограниченным количеством ресурсов, включая обновления форумов, новостных групп, RSS-лент и даже отдельных файлов.
Программа позволяет осматривать и страницы требующие авторизации. «Обучение» WebSite Watcher`а входу на каждую страницу, где запрашиваются логин и пароль, требуют некоторых навыков, но, в общем-то, ничего сверхсложного – дополнительного университетского образования не потребуется. Тем более что есть руководство пользователя программы на русском языке. К сожалению, WebSite Watcher не всемогущ и не может гарантированно посетить все «запароленные» страницы.
Стоимость программы WebSite Watcher на момент написания статьи – 29,95 Евро[11].
Update Scanner[12]
Расширение для популярного Интернет-браузера Firefox – Update Scanner тоже предназначен для мониторинга изменений на Интернет-страницах. Как и WebSite Watcher, Update Scanner посещает указанные ему страницы по заданному вами расписанию, находит там изменения с прошлого посещения, выделяет их и сообщает вам.
Возможности Update Scanner куда как скромней возможностей WebSite Watcher. По сути, вы можете лишь варьировать частоту проверки страниц (сайта конкурента, к примеру), задавать игнорирование мелких изменений и выбирать кодировку, в которой нужно просматривать страницу. Однако Update Scanner берет свое простотой использования и ценой.
Стоимость Update Scanner на момент написания статьи – бесплатно.
RSS-потоки
Условно говоря, RSS-поток – это специальный инструмент, который позволяет подписчикам отслеживать те новинки и изменения, которые владелец сайта или блога согласен показать неопределенному числу лиц.
Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами. Благодаря RSS-потокам любое изменение на Интернет-странице становится видно подписчикам в считанные минуты. Программы, позволяющие читать RSS-потоки с разных сайтов или блогов в одном месте, называются RSS-агрегаторами. Благодаря им пользователю нет необходимости посещать различные сайты. Это позволяет сэкономить время, необходимое для оперативного отслеживания изменений на Интернет-ресурсах.
Существует большое количество RSS-агрегаторов, но мы рассмотрим одну программу и один онлайновый сервис RSS.[13]
RSS Bandit[14]
Эта программа устанавливается на компьютер. Она позволяет разнести разные RSS-потоки или группы потоков в разные папки и настроить для этих папок различное время обновления. Программа удобна тем, что информация, собранная с ее помощью, оказывается рассортированной по темам или сайтам, с которых она поступает. Например, можно разместить новости с сайтов, посвященных блогам, в одну папку и задать ей частоту обновления каждые 15 минут, а новости, посвященные компьютерам, — в другую папку, с частотой обновления один раз в три часа. За счет того что информация поступает в заранее определенные для нее папки, пользователь, получая сообщение, что произошло обновление информации, заранее знает, какого рода новости он получил. Соответственно он может принять решение — надо ли ему читать их прямо сейчас.
RSS Bandit — бесплатная программа. Единственный ее недостаток, на наш взгляд, заключается в том, что она требует установки на компьютере, поэтому с другого компьютера увидеть свою ленту новостей невозможно. Для тех, кто пользуется более чем одним компьютером, это серьезный недостаток. В остальном, по нашему мнению, программа может считаться одним из лучших RSS-агрегаторов.
ЯндексЛента[15]
Это онлайновый сервис Яндекса, который доступен после ввода логина и пароля пользователя Яндекса. Как и остальные онлайновые службы Яндекса, Яндекс.Лента бесплатна. Когда она появилась, уже существовало довольно много онлайновых RSS-агрегаторов, поэтому ее создатели имели возможность взять лучшее от конкурентов, избежав при этом уже известных ошибок. В результате получился продукт, достойный по праву претендовать на лидерство среди русскоязычных онлайновых RSS-агрегаторов.
Пользоваться Яндекс.Лентой очень легко. После ввода логина и пароля на доступ к почте Яндекса и другим его службам пользователь переходит по адресу Ленты, добавляет туда те сайты и блоги, изменения и новости с которых его интересуют, и больше ничего ему предпринимать не требуется.
Если еще установить в браузер Тулбар от Яндекса (Yandex Toolbar), который автоматически предлагается скачать каждому пользователю браузера Mozilla Firefox при посещении главной страницы Яндекса, то информация об обновлениях начинает поступать автоматически во всплывающем окошке, а доступ к Яндекс.Ленте становится возможен одним нажатием кнопки на панели браузера.

Заключение

Не стоит впадать в паранойю после прочтения этой статьи. Все не так и страшно, если своевременно предпринимать здравые меры безопасности и быть разумно осмотрительным. Вставляя бронированную входную дверь в своей квартире, и врезав глазок, а то и повесив камеру наружного наблюдения, вы же не проводите целый день у порога или монитора, тревожно всматриваясь в коридор? Но когда в дверь позвонят или из коридора донесется подозрительный шум – было бы неблагоразумным не посмотреть в глазок и не спросить: «Кто там?».
Так и в случае информационных угроз. Живя в информационном мире, будет весьма целесообразным озаботиться об информационной безопасности, время от времени «заглядывать в глазок» и проверять – кто там?
________________________________________
[1] А. Ольшевский. «Антикризисный PR и консалтинг». Изд. «Питер», 2003г. ISBN 5-94723-314-2
[2]Автор особо хотел бы отметить, что далек от мысли считать Интернет «рассадником зла» или еще чем-либо в этом роде. Интернет – лишь очень удобный информационный инструмент, которым пользуются, увы, не только в благих целях. Такова уж человеческая природа, что, взяв в руки топор, некоторым гражданам первой приходит мысль не о «хорошо бы дров наколоть», а «было бы здорово – соседа по голове»…
[3] Речь, в первую очередь, о ресурсах «социальных сетей», которые воспринимаются получателями информации, как, в основном, «независимые и никем не ангажированные источники» и носители «частного мнения».
[4] Уже в порядке вещей, когда интервью дается какому-либо сайту и затем перепечатывается газетами.
[5] Евгений Ющук, Александр Кузин. «Противодействие черному PR в Интернете». Изд. «Вершина», Москва, 2008г. ISDN 978-5-9626-0424-4
[6] YouTube, RuTube и т.д.
[7] В 2000 году поисковая компания «BrightPlanet» провела исследование, которое показало, что в глубокой паутине находится в 500 раз больше документов, чем доступно через поисковые системы. («Википедия», ст. «Глубокая паутина»).
[8] Среди англоязычных пользователей такой сегмент Интернета называют Deep Web («Глубокая Паутина»). У нас более широкое хождение имеет термин «Невидимый Интернет».
[9] Сайт программы и разработчика: http://ab.vlink.ru/
[10] Сайт программы: http://www.aignes.com/
[11] Basic Edition.
[12] Сайт расширения: http://updatescanner.mozdev.org/ru/index.html
[13] По книге Евгений Ющук, Александр Кузин. «Противодействие черному PR в Интернете». Изд. «Вершина», Москва, 2008г. ISDN 978-5-9626-0424-4
[14] Сайт программы: www.rssbandit.org
[15] Сервис расположен по адресу: www.lenta.yandex.ru

Читать ТАКЖЕ:
Мировое Правительство: ЗОМБИРОВАНИЕ ЛЮДЕЙ
США: доллар - масонское оружие для завоевания Мира и установления власти Сатаны

Мировое Правительство: масоны и их символы (видео, фото)

Мировое Правительство: Бильдербергский клуб

Великобритания: исламский КОШМАР

Мусульмане хотят залить Россию кровью

Украина, выборы: бандиты, воры, фашисты и американские шпионы

Украина: жид Кличко метит в Президенты

США: расистская библиотека хасида Шнеерсона из России понадобилась американским жидам
Протоколы сионских мудрецов (видео)

Евреи - это погибель ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Комментариев нет :

Отправить комментарий