вторник, 30 июля 2013 г.

Украине пришёл полный КОНЕЦ - промышленная катастрофа

Украинская экономика: катастрофа идет по плану




Примерно с конца 2010 года политаналитики обратили внимание на резкое изменение модели управления экономикой Украины. Не самым некорректным описанием действий власти было – «как с ума посходили». Политика «покращення» обернулась тем, что власти настроили против себя не только политических оппонентов, но и многих бывших сторонников, что проявила потеря «регионалами» двух миллионов голосов избирателей на парламентских выборах. Получив карт-бланш минимум на ближайшие пять лет (президентскую гонку 2015 года она уже считает выигранной), власть сконцентрировалась на решении одной ей известной задачи.

Хоть кол на голове теши

Самым засекреченным документом украинской внешней политики до 2008 года был пакет документов по условиям вступления Украины в ВТО. Скрывать было что: ради того, чтобы «догнать и перегнать Россию», переговорщики соглашались на практически любые условия, действуя во вред национальным интересам страны. Что доказал пакет требований о пересмотре тарифов сразу на 370 видов продукции, оказавшихся невыгодными для страны. Мало кто вспоминает, что при его формировании список невыгодных тарифов сократили втрое.

Доказательством кабальности обязательств перед ВТО наполнены и материалы прошедших в мае этого года комитетских слушаний в Верховной Раде по итогам пяти лет членства страны в этой международной организации. Вместо рекламировавшегося бурного роста украинской экономики от новых правил внешней торговли пострадали фактически все отечественные производящие отрасли.

Многочисленные расчёты выгодности для промышленности и сельского хозяйства интеграции с государствами Таможенного союза и откровенные предупреждения о тяжёлых последствиях заключения Соглашения о Зоне свободной торговли с ЕС только укрепили стремление власти любой ценой подписать это соглашение в ноябре 2013 года. Серия статей автора с анализом англоязычной версии соглашения показала его убийственность не только для украинской государственности, но и экономики. Что сегодня подтверждается последователями, активно критикующими документ по официально опубликованной украиноязычной версии. Ущербность соглашения, его убийственное влияние на украинскую экономику признают даже самые ярые поклонники евроинтеграции в лице депутатов ВО «Свобода». Тем не менее ни власть, ни оппозиция не собираются отказываться от прыжка в пропасть вниз головой в ноябре.

Мировой тренд

2012 год ознаменовался в традиционно промышленно развитых США, Евросоюзе, России началом восстановления ранее уничтоженной промышленности. Соединённые Штаты приступили к строительству новых производственных мощностей вместо уничтоженных ранее, расконсервировали многие нефтяные скважины, увеличили производство промышленного оборудования, автомобилей, запчастей, двигателей, потребительских товаров. (1) Еврокомиссар Антонио Таяни настаивает на новом индустриальном рывке Европы: доля промышленных предприятий в созданном на территории ЕС валовом национальном продукте должна «к 2020 году увеличиться на 20%». Его поддерживает комиссар по энергетике Гюнтер Этингер: «Мы нуждаемся в этом рывке на 20%».

Курс на реиндустриализацию России, провозглашённый после прихода Владимира Путина на третий президентский срок, начался с поддержки модернизации предприятий базовых отраслей экономики, а также государственной программы реконструкции автодорог, в действенности которой автор собственными глазами убедился в ходе автомобильного путешествия на Урал. Буквально через пару лет в России не останется ни одной доменной печи: металлургические комбинаты окончательно перейдут на современные технологии. Практически все крупнейшие автомобильные компании мира создали или строят в России свои производственные мощности.

Бурное индустриальное развитие наблюдается и в других странах БРИКС. В промышленного гиганта превращается Турция, бизнес-круги которой всерьёз подумывают дополнить буквой «Т» упомянутую аббревиатуру. Значительный промышленный подъём наблюдается в государствах Таможенного союза – Казахстане и Белоруссии.

Деиндустриализация всей страны

Картина в экономике Украины прямо противоположная. Восстановив позиции после кризиса 2008 года, промышленность второй год подряд демонстрирует уверенную тенденцию падения. По данным Госстата, в первом квартале 2013 года ВВП упал на 1,3%, промпроизводство – на 5%. В 2012 году на 7% упал экспорт металлопроката, его внутреннее потребление сократилось на 15%. Всего экспорт черных металлов в 2012 году сократился по сравнению с предыдущим годом на 17%. В январе-мае 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года – ещё на 12,5%. (2)


Стахановский завод ферросплавов за январь-июнь 2013 года сократил производство продукции на 45,2% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Его загрузка – 25,5% от проектной мощности. За 2012 год сокращение производства составило 19%. (3) В январе-июне 2013 года производство стальных труб в Украине сократилось на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. (4)

При этом украинские металлургические предприятия за полгода увеличили импорт железорудного сырья на 32% (за 2012 год – на 72,3%). (5) С 1 августа 2013 года Украина снимает ограничения на импорт некоторых категорий стальных труб, что приведёт к вытеснению с национального рынка продукции национальных трубных производителей в дополнение к тому, что в январе-июне 2013 года производство стальных труб уже сократилось на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. (6) По данным, полученным от народного депутата Украины Владимира Бойко, загрузка Харцызского трубопрокатного завода составляет только 20% мощности, да и то благодаря российским заказам. Но и этому скоро придёт конец: Россия уже отказалась от продления квот на беспошлинную поставку украинских труб.

Директор по исследованиям российской консалтинговой компании «Металл Эксперт Консалтинг» Владимир Терловой объясняет падение закупок на внутреннем рынке металлов засильем импорта: «Сегодня всю потребность в оборудовании – как потребительском (автомобили, бытовая техника...), так и промышленном – страна удовлетворяет за счёт импорта… Сегодня сбыт проката внутри страны – это почти исключительно сбыт строительной металлопродукции, но даже в этом сегменте украинские металлурги конкурируют с более качественным импортным прокатом». (7)

Но это – далеко не вся правда. Производство автомобилей в стране в первом полугодии текущего года сократилось на 54,2%, только «ЗАЗ» сократил производство легковых авто на 52%, производство автобусов – на 72%. Снижение объёмов производства на предприятии в 2012 году составило 30%. (8) Всего же за последние пять лет производство автомобилей в Украине снизилось в 6 раз, и из 36 тыс. человек, занятых в этой отрасли, осталась половина. Нефте- и газоперерабатывающие заводы по итогам первых четырёх месяцев этого года сократили производство бензина в 2,1 раза, дизельного топлива в 1,8 раза, мазута – в 2,5 раза. То есть налицо стремительный процесс деиндустриализации Украины. (9)

Из материалов комитетских слушаний «Украина-ВТО: преимущества и вызовы для национальной экономики», которые прошли 22 мая в Комитете по иностранным делам Верховной Рады, можно почерпнуть более обобщённые сведения. Общее падение производства в 2012 г. составило 1,8%. При этом добывающая промышленность «упала» на 3,7%, производство машин и оборудования – на 10%, производство электрического, электронного и оптического оборудования – на 11,6%, электродвигателей и генераторов – на 60,9%, трансформаторов – на 11,5%, готовых металлических изделий – на 5,2%, кокса и продуктов нефтепереработки – на 26,4%. Импорт растёт ускоряющимися темпами. В 2011 г. объёмы импортной продукции возросли на 33,8%, в 2012 г. – ещё на 14,7%. Происходит неуклонное вытеснение украинской продукции с внутреннего рынка. В 2012 г. доля таких товаров в магазинах составила 58,9%, снизившись за год на 3 пункта.

Объёмы производства в лёгкой промышленности сократились на 40-45%, экспорт упал на 28,4% при росте импорта на 45,9%, отрицательное сальдо торговли возросло в 7,6 раза. По данным Минпромполитики Украины, в период с 2007 по 2012 г. доля импорта на внутреннем рынке выросла: в мебельной отрасли – с 41,2 до 75,6%, поставках холодильного и морозильного оборудования – с 77,7 до 83,1%, сельскохозяйственном машиностроении – с 76,5 до 79,8%, легковом автомобилестроении – с 41,1 до 82,8%.


На конференции «Православно-славянские ценности -- основа цивилизационного выбора Украины» Владимир Путин напомнил, каков был уровень развития Украины в составе СССР. И это не идет ни в какое сравнение с тем, что происходит в этой стране сейчас, когда она, якобы, обрела независимость.


В.ПУТИН: "После воссоединения с Россией в XVII–XVIII веках Украина развивается очень бурными темпами. Я напомню вам, она стала главной житницей России. В конце ХIХ века Донецкий бассейн превратился в один из главных горнодобывающих и металлургических центров России, а Одесса стала одним из главных морских портов Российской империи.

«Крещение Руси стало тем самым великим событием, которое на века определило духовное и культурное развитие России и Украины. Мы не вправе забывать это братство, обязаны хранить традиции наших предков».

К концу ХIХ века Украина покрывается густой сетью железных дорог. После реформы 1861 года Украина становится главным центром развития российской промышленности. За два десятилетия добыча угля увеличилась в 13 раз – понимаете, это не о процентах идёт речь, в 13 раз. Добыча железной руды – прошу внимания – в 158 раз. Это был бум экономического развития Украины. К концу ХIХ века чугуна производилось на Украине вдвое больше, чем на Урале. Украина становится основным центром транспортного и сельхозмашиностроения, производя здесь, на ваших территориях, 35–40 процентов выпуска всей техники в России.

Население Украины активно вовлекается в экономическую и культурную жизнь Российской империи. Киев становится, по сути, второй после Петербурга культурной и научной столицей. Выходцы из Украины принимают самое активное участие в освоении Сибири. Из 2,5 миллиона переселенцев, выехавших в Сибирь на протяжении 1906–1912 годов, около миллиона – это выходцы из Украины. Из 2,5 [миллиона] – миллион из Украины. И сейчас у нас в Сибири сколько украинцев живёт в каждом городе, в каждом посёлке!

В советское время Украина становится самой развитой в научно-промышленном отношении республикой Советского Союза. В первую пятилетку на неё приходилось свыше 20 процентов общих капиталовложений. Из 1500 новых промышленных предприятий 400 строились на Украине, включая крупнейшие в мире «Запорожсталь», «Коммунар», «Криворожсталь», «Азовсталь», ДнепроГЭС, алюминиевые предприятия, Харьковский тракторный и Луганский паровозостроительный заводы. В результате индустриализации Украина опередила по уровню развития отраслей тяжёлой промышленности ряд западноевропейских стран. Она заняла второе место в Европе после Германии по выплавке чугуна, одна только Украина, четвёртое место в мире по добыче угля, по производству металла и машин Украина была впереди Франции и Италии, догнала Великобританию. Одна только Украина!

После Великой Отечественной войны восстановление Украины шло ударными темпами. Уже в 1950 году в республике производилось больше, чем до войны, проката чёрных металлов, железной руды, электроэнергии, минеральных удобрений и других важнейших видов промышленной продукции. Объём валовой продукции в промышленности превысил уровень довоенного, 1940 года на 15 процентов, в том числе в машиностроении и металлообработке – аж на 44 процента, промышленных стройматериалов – в 2,3 раза. Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции республики почти в 1,5 раза превысили общесоюзные показатели.

Украина давала около 48 процентов общесоюзного производства стали, 33 процента проката, 53 процента железной руды, 30 процентов угля, 38 процентов металлорежущего оборудования, 71 процент сахара. Это просто колосс экономический и промышленный. К 1960 году объём продукции промышленности Украинской ССР увеличился более чем в 3,6 раза по сравнению с 40-м годом. Производительность труда, что очень важно, – важнейший показатель любой, в том числе и рыночной экономики, – производительность труда за этот период возросла более чем в 2,5 раза. В 1965 году промышленное производство в республике уже в 5,6 раза превысило уровень 1940 года.

В 70-е годы Украина стала лидером в освоении передовых технологий. Вы сами об этом лучше знаете, чем я. Авиация, ракетно-космическая отрасль, атомное машиностроение, приборостроение, судостроение, электротехническая промышленность, степень развития морского, железнодорожного, трубопроводного транспорта была одной из самых высоких в СССР.

«Сегодня идёт очень напряжённая конкурентная борьба на мировых рынках. Только объединяя усилия, мы можем быть конкурентоспособными и выиграть в этой достаточно жёсткой конкурентной борьбе».

Многократно выросли доходы и качество жизни граждан на тот период времени. Согласно западным оценкам, национальный доход Украины на душу населения в 1970 году превысил доходы на душу населения такой развитой европейской страны, как Италия.

Мы с вами знаем, что произошло после распада Советского Союза. Я сейчас не буду давать никаких политических оценок, мы сегодня живём в разных странах, но это обстоятельство ни в коей мере не перечёркивает наше общее историческое прошлое, оно является нашим преимуществом, основой для строительства новых интеграционных связей. У нас с вами, слава богу, сегодня единая транспортная система, единая энергетическая система, электроэнергетика, у нас глубочайшая кооперация между целым рядом важнейших отраслей экономики, без которой эффективно развиваться соответствующие предприятия, целые отрасли экономики не в состоянии. Сегодня идёт очень напряжённая конкурентная борьба на мировых рынках, за эти рынки. И уверен, что подавляющее большинство присутствующих здесь понимает, что, только объединяя усилия, мы можем быть конкурентоспособными и выиграть в этой достаточно жёсткой конкурентной борьбе. При этом у нас есть все основания полагать, что мы можем и должны это сделать."


Читать ТАКЖЕ:

Украина: путь к краху

Украина - беспросветная нищета и руина (фото)

Комментариев нет :

Отправить комментарий