Бойко ВОР

Вышка” для Бойко


«Чорноморнафтогаз» с благословения министра Юрия Бойко умудрился купить буровую установку за $400 млн, хотя производитель продавал ее на $150 млн дешевле. Интересно, спросит ли Виктор Янукович у своего бойкого менеджера: «А ти всі, як кажуть, податки сплатив?»

Когда месяц назад говорящие парламентские головы Партии регионов убеждали журналистов в крайней необходимости изменить закон о госзакупках, то главным посылом было бедственное положение, в которое попали государственные предприятия.
Именно необходимость проводить тендеры, уверяли депутаты, стреноживает инициативу государственных менеджеров, ставя их в неравные условия с приватными коллегами. Единственное, чего не хватало выступлениям для полной убедительности, так это примеров. Но и без того Верховная Рада изменила закон, отпустив на волю бизнес-смекалку госуправленцев.
Какого вида финансовые операции после подписания нового закона президентом станут недоступны контролю общественности, ZN.UA решило проиллюстрировать мартовским тендером «Черноморнефтегаза». По версии депутатов большинства, «госпредприятия, которое ведет рыночную борьбу с конкурентами».
На тендер мы обратили внимание совершенно случайно. Заинтересовала сумма: все-таки не каждый день Украина покупает что-то за 400 млн. долл. Вместе с тем объект покупки внушал уважение: «морская бурильная установка», да и победитель тендера — Highway Investment Processing LLP (Кардифф, Великобритания) — подозрений не вызывал.
Ситуация, однако, резко изменилась после стандартного «на всякий случай» прогона фирмы через Google. Во-первых, оказалось, что ссылок на структуру, которая торгует полумиллиардными буровыми установками, на удивление немного. Во-вторых, у британской фирмы оказался весьма странный сайт. По адресу http://invest-pro-llp.com можно было прочитать лишь несколько строк о достоинствах продавца и увидеть два фото буровых установок, которые можно у кардиффцев приобрести. Причем при скачивании фотографий файлы получали достаточно странные английские названия tovar1 и tovar2. Интернетовский сервис раскрытия информации who-is-who подозрения лишь укрепил. Собственником сайта оказалась дизайнерская фирма Delta-X (ул. Лепсе, Киев, Украина), регистратором имени — Center of Ukrainian Internet Names, хостинг — тоже в Украине. Дата рождения сайта:15 февраля 2011 года, то есть за две недели до решения о победителе тендера.
Столь удивительные факты сподвигли на дальнейшие поиски. Так как во многих цивилизованных странах мира, в отличие от Украины, о собственниках фирм можно узнавать, не выходя из Интернета, ZN.UA не пожалело нескольких фунтов стерлингов и получило выписку из государственного британского реестра. Стало очевидно, что все-таки без офшоров не обошлось. Отцами-основателями Highway Investment Processing LLP выступили Ireland&Overseas Acqusitions Limited и Milltown Corporate services Ltd (Виргинские острова). Директором Highway трудится некий Стан Горин.

Обычно офшоры — тупиковая ветвь развития любого расследования. Но в данном случае у ZN.UA обнаружился неожиданный помощник: американская юридическая компания Trout cacheris. Это именно те американцы, которые за деньги госбюджета в прошлом году проводили аудит деятельности Кабмина Тимошенко.

Результаты исследования тогда не слишком впечатлили, поскольку практически повторяли выводы украинского КРУ. Но случались и эксклюзивы. Один из них нашелся в такой фразе:

«Первыми учредителями Bonita были две ирландские „прокладочные“ компании — Ireland & Overseas Acquisitions and Milltown Corporate Services, ликвидированные соответственно в 2003-м[123] и 2005 г.[124] Директорами этих ирландских предприятий были два опекуна из Латвии — Стан Горин и Эрик Ванагельс».

Напомним, что Стан Горин — это, кроме того, еще и директор Highway Investment, фирмы, которая выиграла тендер у «Черноморнефтегаза». Эрика Ванагельса оставим на десерт.
Цифры 123 и 124 в отчете Trout cacheris означают зашифрованные сноски документа. Так что, какими именно источниками оперировали американцы, узнать не удалось. Более того, получить информацию из сносок не смог даже защитник Тимошенко народный депутат Сергей Власенко. На его запрос Кабмин ответил, что допматериалы являются интеллектуальной собственностью американцев, а потому распространению не подлежат.
И все же труд заморских юристов не пропал даром: конкретные фамилии участников схемы всегда приятней обезличенных названий офшоров.

Теперь снова пришел черед «Вестника госзакупок». Из документов, которые удалось из него выудить, сложилась такая картина: тендер на закупку буровой установки, стартовавший 13 декабря 2010-го, был проведен 1 марта. Участниками соревнования со столь лакомым призом стали всего две фирмы: кроме вышеупомянутого британского Highway Investment, еще новозеландская Falcona Systems Limited, предложившая цену всего на 10 миллионов больше.

В Новой Зеландии структура собственности раскрывается еще проще, чем в Британии, к тому же совершенно бесплатно. Директором фирмы оказался еще один латвиец — рижанин Инта Билдер. Сама же Falcona пошла от Interhold Limited, та — от Inhold Limited (все — Новая Зеландия). На Inhold Limited цепочка замкнулась. Во-первых, потому что собственником Inhold является сам Inhold, а во-вторых — директором этой «вещи в себе» является упомянутый выше Эрик Ванагельс. Так что в какого участника тендера «Черноморнефтегаза» ни ткни — попадешь в одного и того же человека.

Напомним на всякий случай, что участие в тендерах связанных лиц и предприятий является закононаказуемым. Понятно, что организаторы вовсе не обязаны на досуге читать государственные сайты Новой Зеландии. Но тут существует еще один нюанс. При закупках столь нестандартного и дорогостоящего оборудования любое государство мира проводит другую систему тендерного выбора: либо запускает «запрос ценовых предложений», либо же приглашает на тендер производителей. Увеличивая таким образом количество претендентов и соответственно сбивая цену. Если кому-то это нужно.

Именно странный выбор конкурсной процедуры и не менее странный список участников породил вопрос: что, кроме интеллектуального удовольствия, могли получить творцы этой схемы?
Поиск ответа начался, как ни странно, опять с фото «британо-украинского» сайта invest-pro-llp.com. Веб-система поиска схожих изображений показала, что в Интернете фото tovar имеет и другие подписи. И обычно установка, изображенная на британо-украинском сайте, идентифицируется как продукт крупной сингапурской фирмы Keppel.
Подтвердил сингапурское происхождение товара и министр по вопросам топлива и энергетики Юрий Бойко. Первого апреля в программе «Большая политика» на телеканале «Интер» у него вырвалось: «Мы закупили сегодня самую современную буровую платформу в Сингапуре. Я имею ввиду „Нефтегаз Украины“. И осенью мы ее поставим на Черное море, на Субботинское месторождение».

Сайты частных иностранных компаний развитых стран столь же приятны, как и их государственные собратья. Фирма Keppel исключением не стала. Из корпоративных новостей стало известно, что бурильные установки — товар штучный, создается долго, а потому выпускается не так часто. Но так недавно — 3 декабря — на свет появилась новая бурильная установка. Keppel с радостью сообщал, что заказ компании Seadrill (установка KFELS B Class, West Juno) выполнен «вовремя, в бюджетных рамках и с высоким качеством». В релизе особо подчеркивалась 17-летнее сотрудничество компаний и то, что это уже 16-я подобная установка, поставленная компании Seadrill.

Корпоративный сайт Seadrill оказался не менее подверженным бацилле открытости бизнеса. Так что проследить дальнейшую судьбу установки, купленной у сингапурской Keppel, оказалось даже проще, чем предполагалось. 13 апреля пресс-служба компании сообщила благую весть: «Seadrill подписала договор о продаже бурильной установки West Juno покупателю из Британии, пожелавшему остаться неизвестным, по цене 248,5 млн. долл. Прибыль от этой сделки (самой Seadrill. — Ред.) ожидается на уровне 18 млн. долл.».
Напомним, что за месяц до этого одна «британская фирма» выиграла тендер «Черноморнефтегаза» на поставку бурильной установки по цене 400 млн. долл. 150 миллионов маржи на одной покупке! Так что на месте Seadrill со своими жалкими восемнадцатью миллионами прибыли мы бы особо не радовались. По сравнению с заработком их контрагентов столь скромный навар может трактоваться как профнепригодность.

Что же касается «Черноморнефтегаза» — государственного, напомним, предприятия, которое является игроком на рынке и тратит как бы свои заработанные, а не бюджетные деньги (а это обычная позиция госпредприятий), то к нему вообще никаких претензий.
Мало было участников тендера? Больше никто не пришел. Дорого? Второй еще дороже продавал. Связанные лица? А кто ж знал. Не пригласили на тендер производителей? Ну, не подумали. Статья за «не подумали» разве в УК есть? Нету.
Статьи нету, но есть нюанс. Иногда правоохранительные органы начинают читать УК несколько своеобразно, и тогда у них получается так: «не подумали по предварительному сговору». Затем следуют долгие и тревожные беседы с участниками события, запросы в Британию, Новую Зеландию, Trout cacheris и на всякий случай — в Интерпол. Короче говоря, все зависит «від часу і натхнення». Причем вдохновение это может проявиться когда угодно: у своих (если с верхами не поделились) — хоть завтра, у чужих — при смене флага власти. Кстати, а когда там уже следующие выборы?


Директором английской фирмы оказался латвиец, который даже не подозревает о продаже Украине буровой вышки. У кого "Нафтогаз" купил вышку, по какой цене и куда ушли все эти деньги? Чутье подсказывает, что средства уже нужно искать на Виргинских островах.

Детективная история с покупкой « Черноморнафтогазом» буровой установки постепенно обрастает новыми и неожиданными подробностями. В результате проведенного журналистами газеты «Зеркало Недели. Украина» расследования известно, что Украина, купив буровую вышку за 400 млн. долларов, переплатила за нее 150 млн. долларов. Причем исходя из результатов расследования становится ясно, что произошло это не по причине головотяпства чиновников, а вполне сознательно. 


Напомним краткую предысторию. Победителем несколько странного тендера на поставку вышки (всего два участника и оба были связаны с представителем Латвии Эриком Ванагельсом) стала фирма HIGHWAY INVESTMENT PROCESSING LLP (Кардифф, Великобритания). По странному стечения обстоятельств сайт этой фирмы был «рожден» за две недели до решения о победителя тендера, к тому же принадлежит дизайнерской фирме Delta-X (ул. Лепсе, Киев, Украина) и хостинг у него в Украине. В свою очередь отцами-основателями были две фирмы, одна из которых зарегистрирована на Виргинских островах. Что интересно, базовая цена буровой вышки (сингапурской компании «Keppel») – в пределах 250 миллионов. Но «Черноморнафтогазу» она досталась по значительно большей цене. 


Министр энергетики и угольной промышленности отреагировал на публикацию ожидаемо агрессивно: «Это чей-то заказ. Мы сейчас попросили СБУ, чтоб выяснили, кто заказчик… Это заказуха – сто процентов». При этом сам не исключил тот факт, что цена буровой вышки может оказаться выше заявленной. «На самом деле там стоимость установки может быть 250 миллионов, но там же не учтена стоимость ни вертолетов спасательных, ни кораблей, а это дополнительные деньги… Со стороны выглядит эффектно. С одной стороны, 400 миллионов, с другой - 250. А все запчасти и дополнительное оборудование они забыли приписать», - отметил Бойко

*.


Чтобы пример был более наглядным, в следующий раз министр для журналистов провел аналогию с автомобилем. «Вы когда-то машину покупали? Покупали? Знаете, что такое базовая комплектация? Да? А знаешь, что такое машина с кондиционером, с коробкой автомат, она стоит дороже или дешевле? Дороже … Вот сравните. То есть в комплектации вышка стоит на 150 миллионов дороже, чем базовая? А кто сказал на 150 миллионов? Это вы сказали! Это не я», - отметил Юрий Бойко. 

Настоящие чудеса начались, когда журналисты вышли на директора фирмы HIGHWAY INVESTMENT PROCESSING LLP латвийца Стана Горина. 

Господин Горин заявил, что ничего не знает о выше названной фирме, соответственно не является ее директором и вообще в Украине никогда не был. Латвиец признался, что на документах, в которых говориться, что он директор фирмы стоит его подпись. Как она там оказалась – он не знает. Хотя и допускает, что ее могли подделать, скопировать или перенести. Так же Стан Горин не знает, как его подпись оказалась на Акте сверки отчетов, согласно которого «Черноморнафтогаз» уже передал загадочной английской фирме 202 миллиона долларов. 
 

То есть речь уже идет не о переплате, а о, если хотите, краже этих денег. В какую «черную дыру» «Нафтогаз» сбрасывает деньги от покупки буровой вышки? И какую конкретно сумму – 150 или уже 200 млн. долларов? 
Сразу возникает несколько интересных вопросов. Например, почему к тендеру была допущена, как в последствие оказалось, столь сомнительная фирма, как HIGHWAY INVESTMENT PROCESSING LLP. Сомнительная, хотя бы потому, что непонятно кто у нее является директором. Возможно, что Стана Горина просто подставили. Если это так, то он должен обращаться в суд, например, Великобритании и узнавать, с чьей подачи он стал «директором» фирмы и почему его подпись неизвестно кем ставится под серьезными финансовыми документами. В таком случае резонно будет спросить у Бойко и чиновников о том, с кем они собственно подписывали документы и у кого покупали бурильную вышку? Хотя может это человек, который по непонятным причинам расписывается на чистых листах или просто сейчас включил «я – не я, корова не моя», разбирайтесь сами. HIGHWAY INVESTMENT PROCESSING LLP можно назвать сомнительной и потому что, напомним, одним из учредителей была фирма с Виргинских островов – известной офшорной зоны. Организаторы тендера должны были обратить на это внимание. Если, конечно, только сами не были заинтересованы в ее участии. 


Отдельный вопрос, зачем нужно было прибегать к помощи посредника? Простейший и чистейший путь – покупать напрямую у производителя. Не нужно быть знатоком экономики, чтобы понять – через посредника выйдет дороже. Объявили бы тендер среди производителей и напрямую купили свою вышку. Все чисто, прозрачно, как в цивилизованных странах. Но подобная простота не нужна нашим чиновникам. Привлечение посредников при таких многомиллионных операциях – не новая и весьма распространенная схема по «отмыванию» или «размыванию» денег. Тем более, что Юрий Бойко сам подтверждал, что «Нафтогаз» купил вышку из Сингапура. Но зачем ее тогда нужно было приобретать через «англичан»? 

Что характерно, на этом история не заканчивается. В начале августа п редседатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Вадим Чупрун заявил о покупке еще одной буровой вышки. Судя по всему, результаты тендера могут быть озвучены уже в этом месяце. Есть у кого-то сомнения, что в этот раз обойдется без офшоров, странных фирм и непонятно кому ушедших бюджетных денег?


Журналистов, которые смогут попасть на эфир с министром топлива и угольной промышленности Юрием Бойко на Интере, просят задать ему несколько вопросов…

Рижский банк Trasta Komercbanka, которому «Нафтогаз» перечислил 400 миллионов долларов за скандально известную вышку на счет компании латвийских бомжей Highway Investment Processing LLP, по странному стечению обстоятельств, оказался связанным с украинскими акционерами «РосУкрЭнерго». Их еще принято называть в политике «группой Левочкина-Фирташа», об этом в своемблоге, как сообщает «Цензор.НЕТ», написал журналист Сергей Лещенко.


Третьим участником этой группы является Юрий Бойко, министр топлива и угольной промышленности, который непосредственно отвечал за приобретение этой буровой установки у фирмы бомжей Highway Investment Processing LLP.

Сегодня, как пишет сам журналист, он выяснил еще один нюанс по этой сделке впечатляющего масштаба – оказывается, эта же компания Highway Investment Processing LLP, которая заработала 150 миллионов на разнице цен за вышку, начала... процесс ликвидации. Документ об этом, размещен на сайте британского регистратора.

По правилам, Highway Investment Processing LLP опубликовала объявление о намерении закрыться в специализированном издании The London Gazette. После чего британский регистратор письмом от 10 января 2012 объявил, что 10 апреля 2012 скандально известная компанию Highway Investment Processing LLP будет ликвидирована.

«То есть компания, которая неплохо «заработала» на сделке, просто прекращает существовать! Подобное нахальство, когда даже не пытаются создать иллюзию, что фирма-продавец не является фиктивной, просто поражает!» – пишет он.

«Я знаю, что сегодня на канале «Интер» будет выступать Юрий Бойко, министр топлива и угольной промышленности. Я прошу журналистов, которые будут присутствовать в студии, просто спросить у Бойко – как он считает, не свидетельствует эта ликвидация компании Highway Investment Processing LLP о попытках спрятать следы коррупции заоблачных масштабов? – обратился господин Лещенко к коллегам. – И не опасается ли он, что когда-то в будущем ему как министру придется нести ответственность за эту сделку?»

Часть 1 



Часть 2.


Часть 3.




Комментариев нет :

Отправить комментарий